Классная жизнь
Flower

Исаак Иосифович! После завершения укрупнения школ в столице прошло уже больше трех лет. Вокруг этого тогда было сломано немало копий. Можно сейчас подвести итоги, какой экономический эффект от этого получила Москва?

Исаак Калина: Хочу сразу сказать, что в процессе объединения школ в комплексы мы решали главным образом образовательные и педагогические задачи, а экономические не ставились вообще. Вот уже семь лет город финансирует школы по единственному параметру - количеству учеников. Это значит, что расходы на систему образования города совершенно не зависят от того, сколько в Москве школ. Если же говорить об экономическом эффекте укрупнения, то следует задаться вопросом: для кого? Для коллективов школ этот эффект оказался очень высоким. Если в 2010 году расходы на административно-управленческий аппарат составляли 20 процентов фонда оплаты труда, то сейчас они не превышают 4 процентов. Произошло перераспределение бюджетных денег от школьных администраторов и нас, чиновников, к педагогам, работающим с детьми, что чрезвычайно важно. Во многом благодаря этому в столице все последние семь лет растут зарплаты учителей. Первые два года - в 2011-2012-м - они повышались в основном за счет увеличения финансирования городом отрасли примерно на 60 процентов. А дальше школа стала сама экономически эффективной. Ее руководители, учителя понимают, что выделенных денег у них никто не отберет, но и лишнего по сравнению с другими не дадут. Значит, надо экономнее и эффективнее работать самим. Что и делается. Еще один пример: при том, что тарифы ЖКХ за последние семь лет выросли почти на 70 процентов, коммунальные расходы на ученика в городе за это время на 5 процентов снизились. Сэкономленные деньги тратятся на оснащение учебного процесса и вкладываются в педагогов, от которых и зависит качество обучения школьников.

И какая же теперь средняя зарплата учителя?

Исаак Калина: Нас больше интересует то, что в математике называется децильный коэффициент. Это отношение средней зарплаты 10% самых высокооплачиваемых к 10% самых низкооплачиваемых работников. Более того, мы даже формулу зарплаты директора соотносим не со средней зарплатой по школе, а со средней зарплатой 50% наименее оплачиваемых педагогических работников его школы. Дифференциация в зарплатах, конечно, нужна, если мы хотим движения вперед, но, как гласит физика, если разность потенциалов превышает сопротивление цепи, то наступает короткое замыкание. Поэтому важно, чтобы эта разница не вызывала сильное социальное напряжение.

И сегодня дифференциация в зарплатах стала гораздо меньше. Мы добились в 2017 году того, что подавляющее большинство штатных учителей, работающих на полную ставку, получает не менее 64 тыс. рублей в месяц. В 2018 году перед директорами поставлена задача повысить этот показатель не менее чем до 68 тыс. рублей.

Если же говорить о средней зарплате учителя, то в 2017 году она составила 86 тысяч рублей, в первом квартале 2018-го - порядка 89 тысяч. При этом нельзя забывать о том, что на первый квартал приходится и 23 февраля, и 8 марта, производятся выплаты премий к праздникам, так что вряд ли можно считать первый квартал сильно показательным. Но напомню: в 2010 году средняя зарплата столичного учителя была 39 тысяч.

В эту цифру входят заработные платы директоров школ?

Исаак Калина: Ни зарплата директоров, ни наша, чиновников департамента образования, к подсчету средней учительской не имеют никакого отношения.

2018-05-13 01:10:56
ОбзорИнтернет.РФ Все права защищены. При копировании материала ссылка на сайт обязательна.